Краевой инновационный комплекс «Системная модель ранней профориентационной подготовки детей дошкольного возраста в контексте компетентностного подхода»

Воспитание гражданской идентичности у детей дошкольного возраста в условиях ранней профессиональной ориентации дошкольников


                                            

Детский сад №263 ОАО «РЖД»

старший воспитатель Горбачева Татьяна Борисовна

                                              Детский сад №263 ОАО «РЖД»

                                             социальный педагог Горячева Мария Олеговна

                                              Детский сад №263 ОАО «РЖД»

                                            педагог – психолог Марзоева Ирина Таймуразовна

Труд становится великим воспитателем, когда он входит в жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает новую красоту в окружающем мире, пробуждает новое гражданское чувство — чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека

В. А. Сухомлинский

Ключевые слова:

Повышение гражданско-правовой культуры личности приобретает в последнее время особое значение. Стратегической целью социального развития нашей страны является формирование гражданского общества и построение правового государства [7]. Но так же в последнее время остро возникла потребность в совершенствовании и обновлении практики «взращивания» личности способной стать в будущем профессионалом своего дела на основе формирования представлений о том, что труд — это почетная обязанность каждого человека, живущего в нашем обществе...

Усиление воспитательной функции образования, формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе рассматриваются как одно из базовых направлений государственной политики в области образования. Образовательный процесс предоставляет прекрасные возможности для постоянного духовного обогащения, воспитания любви к окружающим людям, стране, а так же потребность гражданина быть успешным и востребованным членом общества [7].

Миссия общего образования как ведущей социальной деятельности общества видится в формировании гражданина и патриота в качестве базовой предпосылки укрепления российской государственности и государственной консолидации общества.

Таким образом, формирование гражданской идентичности становится ключевой задачей образования в социокультурной модернизации России и способствует реализации роли образования как важнейшего социального института, во многом определяющего достойную жизнь граждан России [4].

Идеологами образовательного стандарта нового поколения чётко обозначена миссия системы образования – «формирование гражданской идентичности как условие укрепления российской государственности» [7].

Для отечественной научной традиции понятие гражданской идентичности является относительно новым. Ряд исследователей (Н. Л. Иванова и др.) рассматривает гражданскую идентичность наряду с этнической. По мнению автора, гражданская идентичность является более сложным и ещё не устоявшимся понятием в психологии, поскольку соотносится с понятием нации – одним из самых спорных и неоднозначных понятий современной науки [5]. Т. Водолажская в своих исследованиях определяет гражданскую  идентичность как  реализацию базисных потребностей личности в принадлежности к группе [1]. М. А. Юшин представляет её как  тождественность личности статусу гражданина, как оценку своего  гражданского состояния, готовность и способность выполнять сопряжённые с наличием гражданства обязанности, пользоваться правами, принимать активное участие в жизни государства [9]. Р. Ю. Шиковой гражданская  идентичность рассматривается как структурный компонент социальной идентичности и определяется как результат процесса самоотождествления субъекта с соответствующими социальными группами на когнитивном и эмоциональном уровнях личности [8].

П. В. Григорьев считает, что гражданская (российская) идентичность – это свободное отождествление человека с российской нацией (народом); включённость человека в общественную, культурную жизнь страны, осознание себя россиянином; ощущение причастности к прошлому, настоящему и будущему российской нации [2].

Гражданская идентичность юного человека формируется на основе семейной, школьной идентичности, идентичности с территориальным сообществом. Хотя именно в детском саду ребёнок становится не только человеком внутри семьи, но и человеком внутри социума. Поэтому проблема формирования гражданской идентичности у подрастающего поколения приобретает особую педагогическую значимость и решение её в полном объёме затрагивает все уровни образовательных учреждений.

Уже к концу дошкольного возраста, к началу обучения в школе у ребенка складывается генетически ранняя форма самосознания и самооценки, первичная форма мировоззрения. Самооценка, как система оценок и представлений о себе, своих качествах и возможностях, своем месте в мире и системе отношений с другими людьми - основа самосознания личности, ее идентичности [11].   

На формирование основ гражданской идентичности ребенка оказывают влияние, как известно, все сферы дошкольного детства: семья, сверстники, дошкольные образовательные учреждения, СМИ, окружающая среда. В контексте рассматриваемой проблемы важным моментом выступает именно влияние окружающей социокультурной среды на формирование личности дошкольника, усвоения им общепринятых норм и национальных традиций [2].   Развитие, воспитание и обучение тесно взаимосвязаны и выступают как звенья единого процесса. С. Л. Рубинштейн писал: «Ребенок не созревает сначала и затем воспитывается и обучается, т.е. под руководством взрослых осваивая то содержание культуры, которое создавало человечество; ребенок не развивается и воспитывается, а развивается, воспитываясь и обучаясь…» [3].

Мы живем Хабаровском крае, как и в любом другом регионе нашей большой страны, он имеет свои обычаи, традиции, его населяют различные народы. И наша задача помочь детям узнать, чем красив и богат наш край,   чье имя он носит, что за люди прославляли его своим трудом и подвигами на протяжении многих лет. Помимо этого, необходимо отметить, что социокультурная ситуации, сложившаяся в нашем регионе, отличается тем, что большая часть населения неукорененная, не имеющая исторического прошлого, связанного с Дальним Востоком. В сознании жителей не сформированы общие региональные ценности, традиции, обычаи, это обстоятельство осложняется многонациональным составом населения. И поэтому одной из приоритетных задач работы с детьми в нашем дошкольном учреждении является воспитание гражданской идентичности, направленное на развитие ценностно-смысловой сферы ребёнка, его социокультурного опыта.

         Для реализации этих задач в детском саду выстроена система работы, которую можно представить следующим образом:

семья            детский сад          родная улица                                                                                       

родной город        родная страна.

Педагогами нашего детского сада разработаны долговременные проекты, реализация которых была нацелена на организацию инновационного образовательного   пространства, дающего новое качество дошкольного образования по воспитанию гражданской идентичности и помогло построить систему работы в данном направлении, это образовательные проекты: «Семейный альбом», «Мой родной город Хабаровск», «Я Дальневосточник – Я гражданин России», «Поклонимся великим тем годам».

Центральным звеном знаний о социальной действительности являются знания о трудовой деятельности людей. Это содержание знаний имеет непреходящее значение в социализации личности. Такие знания обеспечивают понимание задач общества, места каждого человека в решении этих задач, понимание значения труда в жизни общества и каждого человека [11].

Наш детский сад является структурным элементом ОАО «РЖД», проще говоря – железнодорожным. Сто процентов родителей наших воспитанников являются работниками железнодорожного транспорта, поэтому, разрабатывая собственную стратегию работы по формированию гражданской идентичности дошкольника, мы решили пойти от самого близкого детям - их социального окружения, решая эту задачу посредством ранней профессиональной ориентации воспитанников.

            Проанализировав труды педагогов и коллег, работающих по данной теме, познакомившись с их опытом работы в данном направлении, основываясь на разработках других железнодорожных дошкольных учреждений, проанализировав условия жизни и быта семей наших воспитанников, мы пришли к выводу о том, что дети с раннего возраста, находясь в социальном окружении родственников – железнодорожников, впитывают, как губки информацию о их трудовой деятельности.

Процесс профессионализации начинается, как правило, не с выбора специальности, а с обобщенных устремлений, ожиданий и представлений о жизненном пути, так или иначе отражающихся в самосознании. Именно на этом начальном этапе профессионального самоопределения, человек ставит перед собой и решает для себя такие вопросы, как: соотношение общественной значимости и личного смысла труда; общественной полезности всех профессий и различия в их престижности; зависимость социального положения от некоторых признаков выполняемой работы и др. [10]. Как известно, самому дошкольнику, имеющему небольшой жизненный и практический опыт, очень сложно установить определенные ценностные отношения с Миром, следовательно, только взрослый в силу своей компетентности, может ему в этом помочь, на это и направлена работа коллектива педагогов нашего детского сада в рамках проекта «Воспитание гражданской идентичности в условиях ранней профессиональной ориентации дошкольников».

Воспитание гражданской идентичности в условиях ранней профессиональной ориентации дошкольников    возможно при решении комплекса следующих задач:

  • воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
  • воспитание уважения к труду и людям труда;
  • развитие интереса к русским традициям и промыслам;
  • формирование элементарных знаний о правах человека;
  • расширение представлений о городах России;
  • знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
  • развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны и людей различных профессий прославивших ее;
  • формирование толерантности, чувства уважения к другим национальнастям, их традициям.

Данные задачи решаются педагогами во всех видах детской деятельности: в учебной деятельности, в играх, в труде, в быту – так как воспитывают в ребенке не только гражданственность, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Основная задача педагога – отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком дошкольником, наиболее доступные ему: родной город и природа родного края; труд людей, трудовые традиции; общественные события; права и обязанности детей и взрослых – граждан России и т.д. Ведь знакомясь с социальными и природными объектами родного города и края, с которыми иногда дети встречаются каждый день, дети узнают, каким был раньше - железнодорожный вокзал, площади и парки, здания на знакомых улицах, железнодорожный мост через реку Амур. И тем самым возникает чувство сопричастности к своему городу, стране и гордости за людей которые своим трудом создают все то, что окружает ребенка.

В нашем понимании маленький гражданин прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом – гражданином России, и только потом – жителем планеты Земля.

Воспитания гражданской идентичности у дошкольника – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу, родному краю, родной стране играют огромную роль в становлении личности.

Ребенок не рождается злым, или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества, разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитывают, какими впечатлениями обогатят. Гражданская идентичность формируется у каждого ребенка индивидуально. Она связана с духовным миром человека, его личными переживаниями. И наша задача сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми.

  

Библиографический список

1.     Водолажская Т. Идентичность гражданская / Т. Водолажская // Образовательная политика. – 2010. – № 5–6. – С. 140–142.

2.     Григорьев Д. В. Формирование гражданской идентичности современного школьника [Электронный ресурс] // Интернет-конференция «Перспектива гражданско-патриотического воспитания в системе образования». URL: http://proektpatriot2.jimdo.com/гражданская-идентичность/ (18.10.2013).

3.     Дробижева Л. М. Государственная и этническая идентичность: выбор и подвижность // Гражданская, этническая и религиозные идентичности в современной России. – М. : Изд-во Ин-та социологии РАН, 2006. – С. 10–30.

4.     Ефименко В. Н. Структурные компоненты и содержательное наполнение понятия «гражданская идентичность» // Теория и практика общественного развития. – 2013. – № 11.

5.     Иванова Н. Л. Изменения этнической и гражданской идентичности в новых общественных условиях / Н. Л. Иванова, Г. Б. Мазилова // Вопросы психологии. – 2008. – № 2. – С. 83–93.

6.     Как проектировать  универсальные  учебные действия в начальной школе. От действия к мысли : пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2011. – 151 с.

7.     Образовательные стандарты второго поколения [Электронный ресурс]. URL : http://www.standart.edu.ru/doc.aspx?DocId=754 (18.10.2013).

8.     Шикова Р. Ю. Гражданская идентичность молодёжи в современной России // Трансформация  публичной  сферы  и  сравнительный анализ  новых  феноменов  политики :  сб.  науч.  ст. – Краснодар : КубГУ, 2010. – С. 91–97.

9.     Юшин М. А. Политические механизмы формирования гражданской идентичности молодёжи в современной России : дис. ... канд-та полит. наук. – Тула, 2007. – 189 с.

10.                       В.П. Кондрашов Введение дошкольников в мир профессий. Учебно методическое пособие. Балашов. издатльство «Николаев» 2004, 52с.

11.                       Н. Н. Бурмистова Путешествие в мир профессий// Воспитатель ДОУ. 2013. № 9 - 4с.

12.                       Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью (старший возраст) Москва 2002 – 137с.

13.                       Маханева М. Д. Скворцова О. В. Учим детей трудиться. М., 2012 5. Потапова Т. В. Беседы о профессиях с детьми 4–7 лет, М., 2010 – 210с.

14.                       Савина И. В. Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста // Воспитатель ДОУ. 2012№ 3 - 4с.

15.                       Шорыгина Т. А. Беседы о профессиях. Метод. Пособие М., 2014 – 134с.

                   

Заказать обратный звонок Оставьте ваши конакты, и наш менеджер свяжется в Вами в ближайшее время