Краевой инновационный комплекс «Системная модель ранней профориентационной подготовки детей дошкольного возраста в контексте компетентностного подхода»

Статья о профориентационной работе с детьми

«Проектный метод в работе по ранней профориентации дошкольников»

Автор: Хаджиназарова Ольга Петровна

Старший воспитатель Детского сада № 250 ОАО «РЖД»

Приморский край, с. Вольно-Надеждинское, ул. Колхозная д. 16

т. 8-904-626-79-06

khadginazarovaolga1974@mail.ru

Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Поэтому, одним из перспективных методов, наиболее эффективным и интересным для дошкольника, является метод проектной деятельности.

Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Экспериментируя, ребенок ищет ответ на вопрос и тем самым, развивает творческие способности, коммуникативные навыки. Используя проект, как форму совместной развивающей деятельности детей и взрослых, педагоги нашего дошкольного учреждения организуют воспитательно-образовательную деятельность интересно, творчески, продуктивно.

Под проектом мы подразумеваем комплекс действий, организованных взрослыми, по реализации значимой для ребенка проблемы на основе общего интереса, соучастия в творческой деятельности, завершающейся реальным, практическим результатом. Результатом работы может быть: решение проблемы, составление альбома, стенгазеты, книги, презентации, праздник и т.д.

Важное направление деятельности наших педагогических работников – работа по ранней профориентации воспитанников на железнодорожные профессии. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Эти элементарные знания помогают детям расширить свои познания о работе родителей, бабушек и дедушек, поближе познакомиться с рабочим местом мамы и папы, узнать, что именно выполняют они на работе. Наша задача: в доступной форме дать детям знания о железной дороге, о железнодорожном транспорте и о профессиях железнодорожников. И метод проектов оказал нам большую помощь в этой работе.

Метод проектов может быть адаптирован ко всем возрастным группам, необходимо только учитывать психолого-физиологические особенности детей, понимать интересы дошкольников на данном этапе.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. Так, в работе с детьми младшего дошкольного возраста педагоги используют подсказку, наводящие вопросы. А детям старшего дошкольного возраста мы предоставляем больше самостоятельности.

Методику работы с детьми в рамках профориентированного проекта мы разрабатываем на основе интегрированного подхода. В ходе работы над проектом мы с детьми беседуем, рассматриваем предметы, иллюстрации, фото- и видеоматериалы, ведем наблюдения, рисуем, лепим, играем, знакомимся с литературными произведениями, сочиняем сказки, рассказы, стихотворения, слушаем музыку.

В ходе работы дети приобретают знания, умения, которые способствуют усвоению детьми конкретных сведений о растениях, животных, явлениях природы, позволяет привить им экологические навыки и уважительное отношение к окружающей среде, миру природы. У детей формируются навыки исследовательской деятельности, развиваются познавательная активность, самостоятельность, творчество, коммуникативность.

Метод проектов можно рассматривать и как особый механизм взаимодействия семьи и ДОУ. Особенностью проектной деятельности дошкольника является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель. Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

На первых этапах работы не все родители активно включались в реализацию проектов, ссылались на занятость и нехватку времени. Но позже они поняли, как это важно для самого ребенка. В процессе работы над проектом родители стали непосредственными участниками творческого процесса, который перерос в тесное содружество детского сада и семьи.

Работу над проектами мы начинаем уже с детьми 9 младшей группы. Трехлетний ребенок уже проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности. Зная психологические и педагогические особенности ребенка в детском возрасте можно прогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности. Мы можем расширить выбор ребенка, дав ему больше информации и знаний в какой либо конкретной области, например в области железнодорожных профессий. Формы и методы работы отбираем в зависимости от возрастных особенностей. Малыши выполняют меньший объем работы, используют самые простые методы наблюдений, результаты исследований обобщаются в основном в виде рисунков, коротеньких рассказов, игр.

Предлагаем вашему вниманию некоторые из этих проектов.

Первым проектом, реализуемым в работе с детьми 2 младшей группы стал проект «Веселый паровозик», участники которого - воспитатели, дети второй младшей группы, их родители, музыкальный руководитель. С помощью игр, просмотра альбомов и презентаций, чтения стихотворений и рассказов, пения песен педагоги познакомили ребят с железнодорожным транспортом – поезд, вагоны, рельсы, их функциями и назначением, расширился и активизировался словарный запас детей. Итоговым мероприятием проекта стала выставка художественного творчества «Паровозики едут - колёсики стучат».

В ходе проекта «Едет, едет паровоз» малыши познакомились с профессией родителей – железнодорожник, узнали о профессиональных действиях машиниста, кассира, контролёра, ремонтника вагонов. У ребят возник интерес к железнодорожным профессиям. Результатом проекта стало возникновение в группе и дальнейшее развитие сюжетно – ролевой игры «Путешествие на поезде».

В среднем дошкольном возрасте тематика и содержание проектов расширялись и усложнялись в соответствии с возросшими возможностями воспитанников.

Работа над проектом «Наши родители – железнодорожники», целью которого стало продолжение знакомства детей с профессиями железнодорожников, воспитание интереса детей к работе родителей началась с вопросов: «Кем работает мама (папа)? Что делает на работе?» Каково было удивление детей, когда они открыли для себя, что не могут ответить на эти простые вопросы. Значит, нужно спросить у родителей, да еще и рассказать друзьям. Вопросы пробудили в детях любопытство и они активно начали интересоваться профессиями родителей. Результатом совместной работы детей, родителей и сотрудников детского сада стало создание альбома и презентации «Наши родители – железнодорожники».

Работу над проектом «Железная дорога без опасности» начали во второй половине мая. Именно в теплое время года дети больше находятся на улице, часто одни, без присмотра взрослых. Подведение к осознанию необходимости соблюдения правил поведения на железной дороге и правил поведения для пассажиров стало основной целью проекта. В ходе проекта с детьми проводили беседы о возможных опасных ситуациях, рассматривали картины, организовали с детьми экскурсию для закрепления правил, после чего дети на занятиях рисовали, составляли рассказы и памятки для других ребят. В результате у детей закрепились правила поведения около железной дороги. Итогом проекта стали информационные плакаты, а так же книга «Железная дорога без опасности», в которой были собраны рисунки, фотографии и стихи о правилах безопасности около железной дороги.

Старшие дошкольники характеризуются более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также, стремлением к совместной деятельности и тематика проектов, реализуемых с детьми старшего дошкольного возраста более разнообразна.

Целью проекта «Ориентация детей дошкольного возраста на профессии железнодорожного транспорта в речевой коррекционной деятельности», реализуемым учителем-логопедом, является развитие лексико-грамматического строя речи,  развитие связной речи, обогащение словаря в процессе ознакомления дошкольников с железнодорожными профессиями.

Для совершенствования ориентирования в окружающем пространстве, знакомства детей с различными видами железнодорожного транспорта, их особенностями, расширения знаний о работе железной дороги педагоги разработали проект «Такой разный железнодорожный транспорт».

В ходе реализации проекта «Станция Надеждинская», во время проведения целевых прогулок, знакомства с переездом, наблюдений за движением поездов и электричек, экскурсий на железнодорожную станцию и в музей железной дороги была изучена история нашей железной дороги и создан макет железнодорожной станции Надеждинская.

Продолжением работы над проектом «Наши родители – железнодорожники» стал проект «Железнодорожные династии».

По итогам проделанной работы можно отметить, что такая форма взаимодействия всех участников образовательного процесса в ДОУ, как метод проектов, актуальна, значима и необходима. Результатом профориентационной работы является возросший интерес детей к железнодорожным профессиям. Дети гордятся работой своих родителей, понимают важность их труда. Многие из них выражают желание, когда вырастут, стать такими, как их родители, и пойти работать на железную дорогу.

Нам удалось преодолеть и стандартный взгляд родителей на их роль в детском саду – роль пассивных наблюдателей образовательных услуг. Родители вместе с детьми активно участвовали во всех предлагаемых коллективом педагогов мероприятиях.

Таким образом, проектная деятельность подняла на более высокий уровень профориентационную работу с дошкольниками и позволила педагогам расширить свой профессиональный опыт, найти новые способы взаимодействия с детьми и их родителями.



Заказать обратный звонок Оставьте ваши конакты, и наш менеджер свяжется в Вами в ближайшее время