Краевой инновационный комплекс «Системная модель ранней профориентационной подготовки детей дошкольного возраста в контексте компетентностного подхода»

Система социального партнерства, как условие формирование первичных представлений дошкольников о профессиях будущего

«Система социального партнерства, как условие формирование первичных представлений дошкольников о профессиях будущего»

Козлова Т. А., воспитатель Детского сада № 261 ОАО «РЖД

Горностаева Т. В., старший воспитатель Детского сада № 261 ОАО РЖД

Миняева Т. Г., социальный педагог Детского сада № 261 ОАО «РЖД»

         В современном мире появилось множество интересных позиций в профессиональной деятельности людей. Это происходит из-за того, что в различных сферах выделяются новые функции, под которые требуются определенные специалисты.

         Возникла потребность в таких специалистах, которые выводят компанию и продукт компании на рынок на более высоком уровне, где растут требования к качеству, многофункциональности, необходимости, его реализации. В связи с этим во многие сферы трудовой деятельности человека нуждаются в узкопрофильных специалистах.

         Уже сегодня эксперты говорят о списке профессий – пенсионеров. Уже сейчас становится более популярным подбор специалиста по параметрам. Работа с технологиями изменила все сферы деятельности. Для специалистов21 века предъявляются такие навыки, как умение учиться и хорошо знать языки, чтобы быть кроссплатформенным и мультистрановым. Поэтому пред выбором профессии у школьников встает вопрос: «Что ты хочешь делать в этой жизни, чем заниматься».

         Требование времени - сейчас нужно понимать саму отрасль и относиться к своей работе, как творчеству.Успешными в профессиональной деятельности будут люди, которые довольны своей работой и обладают должными компетенциями.

         В современной жизни профессиональная ориентация детей дошкольного возраста становится одним из условий всестороннего, полноценного развития.

Одна из задач дошкольного учреждения в процессе реализации программ воспитания: осуществлять психологосоциальную и профессиональную ориентацию детей; в процессе образовательной и совместной деятельности изучать мир труда, развивать в игровой деятельности трудовые и коммуникативные навыки; развивать поисковую деятельность и умение применять полученные знания и навыки в неординарных ситуациях; формировать мотивации и интересы детей с учетом особенностей их возраста и состояния здоровья.4

         Период дошкольного возраста – это первая ступенька профессионального развития, когда происходит формирование конкретно – наглядных представлений о мире профессий. На основе этих знаний ибудет происходит дальнейшее развитие профессионального самосознания, положительного отношения к профессиональному миру: людям труда, их знаниям, занятиям, интереса к элементарным компьютерным технологиям.5

         В процессе возрастного развития у дошкольников формируются представления о многообразии мира профессий.В сюжетно – ролевых играх в символической форме дошкольник пытается проиграть действия представителей различных профессий (учитель, шофер, врач, продавец и т.д.), основываясь на приобретенный опыт. Некоторые элементы профессиональной деятельности ребёнку могут быть непонятны, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, впечатлений и конкретных ситуаций из жизни.

         Постепенно опираясь на имеющийся опыт, через наглядные средства игры, непосредственно – образовательную деятельность, творческие мастерские, развлечения и др. мероприятия мы переходим к формированию представлений о профессиях будущего2. Чтоб знакомить детей с профессиями будущего, педагог должен ориентироваться в многообразии и выбирать те, которые близки к пониманию и имеющемуся опыту дошкольника.

         Наш детский сад работает над проектом «Модель социального партнерства в условиях ранней профориентации дошкольников «Дорога в будущее».

         Цель проекта: создание условий для расширения социально – образовательного пространства ранней профориентации дошкольников посредством социального партнерства.

         Реализация цели включает в себя 2 этапа:

- ознакомление с профессиями будущего;

- разработка модели социального партнерства.

Социальное партнерство - особый тип совместной деятельности между субъектами образовательного процесса, характеризующийся доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат их сотрудничества и развития.1

         Социальное партнёрство в дошкольном образовании в рамках ранней профориентации будет способствовать повышению её качества при наличии следующих организационно – методических условий:

- анализ тенденции развития социального партнерства в ДОО как фактора повышения качества ранней профориентации;

- определение стратегии и разработка модели социального партнерства;

- расширение связи между ДОО и социальными партнерами и их активизация в образовательно – воспитательной деятельности ДОО;

- информационное обеспечение деятельности;

- разработка системы координации деятельности.

         Эти условия позволили определить следующие этапы:

- установка контактов, знакомство с программой ДОО и возможностями социального партнера;

- совместное планирование работы;

- организация совместной деятельности в течение учебного года через разнообразные мероприятия;

- подведение итогов «успешности» реализации проекта.

         Творческой группой ДОО через Атлас профессий будущего и других интернет источников были изучены и выбраны профессии будущего, о которых можно в дошкольном возрасте сформировать первичные представления. В картотеку по ознакомлению детей с профессиями будущего внесли следующие профессии:

- водный эколог;

- парковый эколог;

- эковожатый;

- треш – дизайнер;

- сельскохозяйственный эколог;

- консультант по безопасности личного профиля;

- дистанционный координатор по безопасности;

- инженер по безопасности транспортной сети;

- проектировщик высокоскоростных железных дорог;

- сетевой врач;

- проектировщик доступной среды;

- игропедагог;

- игромастер;

- режиссер индивидуальных туров.

         Обратили внимание на то, что профессии будущего предполагают овладение, как профессиональными навыками, так и коммуникационными и коммуникативными.

         В атласе дается психологический портрет идеального кандидата на рынке будущих профессий: хорошо образованный, интеллектуальный, креативный, имеющий навыки аналитического мышления, коммуникабельный, понимающий других людей, готовых к компромиссам и не резкий в своих суждениях2.

         Опираясь на изученный материал, творческая группа разработала план по реализации проекта, направленный:

- на создание развивающей игровой среды профессиональной направленности (от игр по программе на каждый возраст к играм, расширяющим представления детей о профессиональных навыках в профессиях будущего);

- организацию образовательного процесса в различных видах деятельности;

- создание условий для социального партнерства с организациями города;

- организацию условий для развития активности и инициативности ребёнка, наличием продукта – результата деятельности.

         Считаем, что формирование представлений о мире будущих профессий эффективно при условии создания комплекса психолого – педагогических условий:

- профессиональная компетентность педагогов в вопросах профориентации дошкольников по теме проекта;

- создание развивающей игровой, познавательно – исследовательской среды для ознакомления с профессиями будущего;

- изучение деятельности предприятий (организаций) для организации социального партнерства в рамках проекта по ознакомлению с профессиями будущего;

- составления плана мероприятий с социальными партнерами и вовлечение их в разнообразные мероприятия ДОУ.

         Так же было решено проводить работу по ранней профориентации дошкольников в трех направлениях, которые на наш взгляд более соответствуют имеющемуся опыту детей и в соответствии с возрастными особенностями:

- экологическое;

- безопасность;

- коммуникационные навыки.

         На протяжении длительного времени стоит вопрос об экологической культуре подрастающего поколения.Начало формирования экологической направленности закладывается в период дошкольного детства, когда у ребенка появляются первичные представления о природном мире. Ребята много узнают из бесед, просмотров слайдов, из занятий познавательного цикла, дидактических игр, развлечений, мероприятий с родителями. Полученные знания воспитанники применяют в сюжетных играх, где формируются представления о профессиях с экологическим содержанием.

         Происходит сложный и важный процесс освоения и получения новых знаний, которые обобщают умственные способности ребенка, сопутствуют расширению кругозора.

         Рассмотрим это на примере проведенного занятия. Детский сад № 261 ОАО «РЖД» является региональной площадкой проведения   Акции объявления территорий присутствия ОАО «РЖД» территориями «Эколята – Молодые защитники природы» в г. Хабаровске. Цель, которой - воспитание гуманно – ценностного отношения дошкольников к природе через совокупность средств экологического воспитания и образования детей в условиях специально организованной экологической развивающей среды и ранней профориентации дошкольников на экологические профессии будущего.

         Акция проходила в три этапа.

         Первый этап – проведение экологического конкурса семейных работ «Береги свою планету!», в котором принимали участие семьи дошкольников Детских садов № 261, 264, 265 ОАО «РЖД». Совместно с родителями была организована выставка поделок из природного материала «Природа и фантазия», из бросового материала на тему «Вторая жизнь». Создавали коллаж из фотографий «Природы дивные мгновенья». Для голосования за лучшую работу привлекли детей, сотрудников детского сада, родители приходили семьями, привлекая бабушек и дедушек. Педагоги детского сада приняли активное участие в создании «Живой лаборатории» привлекая к сотрудничеству детей   разных возрастных групп. Дети старших возрастных групп на занятиях ручного труда готовили емкости для посадочного материала (из пластиковых бутылок), подготавливали почву, высаживали готовую рассаду растений, а дети младшего и среднего дошкольного возраста занимались посевом семян.

         Второй этап– старт акции «Скворечник» на котором, состоялась творческая презентация скворечников, изготовленных родителями воспитанников нашего детского сада, с соблюдением основных норм и требований, предусмотренных при изготовлении скворечников. Накануне в детском саду была проведена неделя «Перелётных птиц». В течение недели воспитатели детского сада заучивали с детьми стихотворения, наблюдали за птицами, читали произведения художественной литературы, изучали информацию о перелётных птицах, их образе жизни. В группах старшего дошкольного возраста было проведено развлечение «Праздник птиц».

         13 апреля, состоялось развешивание изготовленных скворечников на закреплённой территории совместно с родителями Детского сада № 261 ОАО «РЖД», и сотрудниками Хабаровского учебного центра ОАО «РЖД».

         Все эти мероприятия в комплексе дали возможность провести экологический праздник, посвященный дню Земли «КВН «экологический Абордаж», в котором принимали участие команды   Детских садов № 261 - «Росточек», 264 - «Зеленый патруль», 265 - «Юннаты», сотрудники Дома культуры «Железнодорожников» и представители шефствующей организации ДС – 2, а также создали необходимую базу представлений детей об экологии и экологических проблемах, необходимую для ранней профориентации дошкольников на экологические профессии будущего.

         На празднике   дети познакомились с новыми эко профессиями: водного, паркового эколога, треш – дизайнера (мусорный дизайнер), эковожатый.

         Эковожатый - специалист, который поддерживает инициативные общественные группы, работающие на улучшение экологии, обеспечивает обмен информации между ними, помогает им организовать общественный контроль производств и мониторинг поведения людей на местах (в городах, деревнях).

         Каждый персонаж предлагал детям творческие задания.

         С Водным экологом дети участвовали в водных историях, «Оживляли картинку» - с помощью воды, распутывали сеть и освобождали рыб; создавали макет парковой зоны с помощью заранее заготовленных модулей и презентовали его на суд жюри.

         В мастерской треш – дизайнера создавали новые вещи из использованного бросового материала (коробок из – под сока, пластиковых бутылок, пакетов, крышек и т.д). Дизайнерские находки были представлены каждой командой яркими выступлениями.

         Совместно с парковым экологом разрабатывали и защищали макет экопарка.

         В рамках этих мероприятий нашими социальными партнерами стали:

Хабаровский краевой центр развития творчества детей и юношеств; Детский эколого-биологический центр; Дом культуры железнодорожников; Детские сады № 264 и 265.

         Второе направление связано с формированием знаний у дошкольников основ безопасности, применение знаний и умений в игровых действиях. Подготовка человека к безопасному существованию в окружающей среде начинается с дошкольного возраста. Задача в том, чтобы на основе имеющихся знаний подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.6

         Это все осуществляется через разные мероприятия: беседы, игровые ситуации, чтение художественной литературы, развлечения. Полученные знания и др. Знания, полученные в ходе таких мероприятий, ребята успешно применяют в сюжетно ролевых играх.

         Было проведены развлечения для дошкольников из серии «Один дома»: «Один дома. Опасная ситуация (Незнакомый человек)»; «Один дома. Пожар»; «Один дома. Если я заболел». Здесь разыгрывались ситуации проблемного содержания, решение которых требовало от дошкольников находчивости, применения полученных знаний, умение быстро реагировать на опасную ситуацию. На этих мероприятиях социальными партнёрами были представители отдела полиции железнодорожного района, инспектор по пожарной безопасности УВД Хабаровского края Пожарная часть №3, медицинский представитель Отделенческой поликлиники ст. Хабаровск – 2. У ребят появился интерес к данным профессиям, и также они узнали о новых профессиях в будущем:

- консультант по безопасности личного профиля;

- дистанционный координатор по безопасности;

- сетевой врач.

         Нашими социальными партнерами на протяжении нескольких лет является и служба ГИБДД. Инструкторы ГИБДД часто посещают ДОУ с проведением мероприятий познавательного цикла по ПДД, которые разрабатываются совместно с педагогами.

         Наш детский сад – железнодорожныйи у нас ведется большая работа по профориентации на железнодорожные профессии. В каждой группе есть разработки, накоплен дидактический игровой и иллюстрационный материал и др. проводятся развлекательные мероприятия совместно с родителями и нашими социальными партнерами – техническая школа, шефы (правильно написать). Поэтому творческой группой было принято решение разработать ряд мероприятий по ознакомлению с профессиями будущего на транспорте:

- инженер по безопасности транспортной сети;

- проектировщик высокоскоростных железных дорог;

- проектировщик композитных конструкций для транспортных средств.

         Предполагается, что в ходе проводимых мероприятий ребята смогут проявить себя творчески, показать свои конструктивные способности, умение креативно подходить к творческому процессу, насколько они коммуникабельны и умеют ли работать в команде. В реализации этих мероприятий будем приглашать к сотрудничеству студентов ДВГУПС, которые бы помогли осуществить знакомство с данными профессиями через проведение совместных интерактивных мероприятий, рассказать и показать какую роль играет знание компьютерных технологий.

         Также подбирается наглядный и дидактический материал по ознакомлению с такой профессией как проектировщик доступной среды - специалист, который занимается разработкой инфраструктурных решений для детей, пенсионеров и людей с ограниченными физическими возможностями вокруг объекта недвижимости (например, детские площадки, лифты для инвалидов,указатели для слабовидящих людей, пандусы, места для отдыха и т.д.).

         В ходе знакомства с данными профессиями внимание ребят обращается и на то, какими профессиональными качествами должны обладать специалисты будущего (см. Атлас будущих профессий).  

         В детстве закладываются такие качества как общительность, умение находить общий язык с другими людьми, тактичность - т.е. развиваются коммуникативные особенности. Коммуникативные качества должны развиваться комплексно, чтобы дети могли во взрослой жизни гармонично вписаться в любой коллектив и чувствовать себя полноправным членом общества3. Совместно с соц. педагогом и психологом подобран ряд игровых материалов, упражнений, связанных с разыгрыванием сценок из жизни. При составлений развлечений подбираются и игры соревновательного характера, которые учат ребенка работать в команде, сотрудничать с детьми и с другими людьми при достижении общих целей, рассматриваются и игры, которые направленны на развитие творческих способностей. Подбор такого методического материала и внедрение его в разные виды деятельности позволит нам познакомить детей с такими профессиями как:игромастер, игропедагог и режиссер индивидуальных туров. Знакомство с таким профессиями невозможно без социальных партнеров,поэтому перед творческой группой встал вопрос о разработке плана мероприятий для вовлечения в совместную деятельность студентов и сотрудников ТОГУ.

         Реализация проекта через разные виды деятельности позволит проводить работу по ранней профориентации, и мы сможем сформировать первоначальные представления о профессиях будущего через тесное сотрудничество с социальными партнерами.

1 -  Хоменко И.А. Партнерство/Воспитание этнотолерантности подростка в семье. Словарь./ Под общ.ред. А.Г.Козловой. – СПб: Изд. «ООО НЕСТОР», 2005.С.155.

2 - atlas100.ru

3 - http://tonusmozga.ru/mozg/ «Методы развития и структура коммуникативных способностей у дошкольников»

4 – Потапова Т.В. Беседы о профессиях с детьми 4 – 7 лет. – Москва: ТЦ Сфера, 2008. 64 с.

5 – Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий. Учебно – методическое пособие. – Балашов: издательство «Николаев», 2004. – 52 с.

6 – Белая К.Ю. формирование основ безопасности у дошкольников. Пособие для дошкольных учреждений и родителей. – М.: Мозаика – Синтез Москва, 2013. 64 с.

Заказать обратный звонок Оставьте ваши конакты, и наш менеджер свяжется в Вами в ближайшее время