Краевой инновационный комплекс «Системная модель ранней профориентационной подготовки детей дошкольного возраста в контексте компетентностного подхода»

Преемственность в контексте ранней профессиональной подготовки: детский сад – школа


Федосеева Светлана Аркадьевна

Заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе

Детского сада № 262 ОАО «РЖД»

       

Аннотация: Детские сады ОАО «РЖД» являются первой важной ступенью подготовки будущих железнодорожников. Мы осуществляем систематическую работу по ознакомлению детей с железнодорожным транспортом, профессиями железнодорожной магистрали. Возможность работы по ранней профориентации обусловлена следующими факторами: дошкольный возраст детей является наиболее благоприятным периодом для формирования любознательности. Это позволяет формировать у детей активный интерес к железнодорожным профессиям; родители воспитанников работают на предприятиях ОАО «РЖД», а для детей этого возраста естественен интерес к работе родителей, желание стать такими, как папы и мамы. В дошкольном учреждении определено одно из самых важных направлений деятельности детского сада — работа по ранней профориентации на железнодорожные профессии и ознакомление с железнодорожной магистралью.. [1, с. 37]

Ключевые слова: Ранняя профессиональная подготовка, преемственность, начальная школа, дети дошкольного возраста, мероприятия, экскурсии

Переход ребенка-дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности этого перехода – проблема единения усилий работников детского сада и начальной школы.

Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка.  

Цели:

- создание преемственности и успешной адаптации при переходе из детского сада в школу.

- обеспечить систему непрерывного образования с учетом возрастных особенностей дошкольников и первоклассников.

- создание благоприятных условий в детскому саду и школе для развития познавательной активности, самостоятельности, творчества каждого ребенка.

- увлечь детей детского сада перспективой школьного обучения,  вызвать желание учиться в школе.

     Задачи:

- способствовать укреплению и сохранению здоровья дошкольников, готовящихся к обучению в школе.

- всестороннее развитие детей, позволяющее им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой.

- создание благоприятных условий для психического и личностного развития ребенка.

   Формы осуществления преемственности:

Работа с детьми:

1.     экскурсии в школу;

2.     посещение школьного музея;

3.     знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;

4.     участие в  совместной образовательной деятельности, игровых программах;

5.     выставки рисунков и поделок;

6.     встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада;

7.     совместные праздники и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;

8.     участие в театрализованной деятельности;

9.     посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе.

Работа с педагогами:

1.     Совместные педагогические советы (ДОУ и школа);

2.     Семинары, мастер- классы;

3.     Круглые столы педагогов ДОУ и  учителей школы;

4.     Проведение диагностики по определению готовности детей к школе;

5.     Ваимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;

6.     Открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;

7.     Педагогические и психологические наблюдения.

Работа с родителями:

1.     Совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;

2.     Круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;

3.     Консультации с педагогами ДОУ и школы; встречи родителей с будущими учителями;

4.     Дни открытых дверей;

5.     Анкетирование, тестирование родителей;

6.     Образовательно - игровые тренинги и практикумы для родителей

7.     Визуальные средства общения;

       Каждый гражданин нашей страны имеет право на выбор профессии. Но как это право реализовать так, чтобы потом не жалеть о неверном шаге? По статистике, большинство людей занимаются нелюбимой работой, и эта профессиональная неудовлетворенность приводит к серьезным проблемам со здоровьем, делает людей раздражительными, несчастливыми. Необходимость ежедневно выполнять не приносящие радость обязанности вызывает постоянный стресс, развивает неуверенность в себе, страх за свое будущее, у человека формируется заниженная самооценка. И самое ужасное – это понимание, что и завтра, и через год будет то же, что вчера. Когда же родители должны начать задумываться о профессиональной ориентации ребенка, чтобы избежать для него такого безрадостного будущего? Чтобы и учеба, и профессия окрыляли любимое чадо и вдохновляли его на новые подвиги? Вначале ответим на вопрос:

        Что такое профессиональная ориентация?  Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям. Это касается не только выпускников школ. Трехлетний ребенок уже проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности. Зная психологические и педагогические особенности ребенка в детском возрасте можно прогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности. Мы можем расширить выбор ребенка, дав ему больше информации и знаний в какой либо конкретной области.

В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях.

Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.

Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле деятельности для педагогов и психологов, новое и еще неизученное направление  дошкольной педагогики. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение со взрослыми и средства массовой информации узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности. К выбору своей будущей профессии нужно серьезно готовить ребенка. Ему необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой различных профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе.

         Педагогический коллектив ЧДОУ № 262 ОАО «РЖД» стал активно заниматься общими вопросами преемственности в работе между детским садом и начальной школой, уделяя большое внимание преемственности в профориентационной работе. Так как наше образовательное учреждение относится к ОАО «Российские железные дороги», то большое внимание уделяется железнодорожной тематике в профориентационной работе. Знакомство с различными профессиями начинается с дошкольных групп на занятиях по развитию речи, по ознакомлению с окружающим, в индивидуальной и совместной деятельности педагога и воспитанника и т.д.

22 марта 2016 года нашему детскому саду присвоен краевой инновационный статус.

Тема проекта «Преемственность в контексте ранней профориентационной подготовки: детский сад-школа».

Была разработана нормативно-правовая база совместной деятельности «Детский сад № 262 ОАО «РЖД» и МАОУ Гимназия № 6. Заключены соглашения с нашими партнерами : ТОГУ пединститут, Центральная городская детская библиотека им. Гайдара, Музей истории Амурского моста, Музей истории Дальневосточной железной дороги, Дальневосточная детская   железная дорога, Хабаровский техникум железнодорожного транспорта, Дальневосточный государственный университет путей сообщения.

За этот короткий срок реализации проекта мы провели следующие мероприятия совместно с нашими партнерами:

Экскурсия Музея истории Амурского моста. Участие в открытии Детской железной дороги, где воспитанники выступали с художественными материалами, прокатились на железнодорожном поезде и приняли участие вместе с родителями в благотворительной акции «ЛИНИЯ ЖИЗНИ». На базе МАОУ Гимназии № 6 провели спортивное мероприятие «МИНИ-ФУТБОЛ для пап», между детсадовскими и школьными папами. Школьники 6в класса в детском саду провели спортивное развлечение «В гостях у леса!». Совместно завершили проект «ЭКОЛЯТА-ДОШКАЛЯТА», Где старшие школьники посвятили подготовительную группу «Колокольчики» в «Эколята-дошкалята», приняли у них присягу об охране окружающей среды и посадили дерево «Экологии». Узнать больше о железной дороге детям помогает мини-музей детского сада. В нем представлена история железнодорожного транспорта, книги о железной дороге и профессиях. Особым вниманием детей пользуются альбомы о железнодорожных династиях, которые они оформляют вместе с родителями. Показывая альбом в детском саду, малыши гордятся своими родными и чувствуют себя частицей трудовой династии. А представители транспортной прокуратуры регулярно рассказывают и показывают мультфильмы о безопасности на железной дороге. Ребята с удовольствием участвуют в отраслевых конкурсах и занимают призовые места.

В впереди у нас запланировано много интересных, познавательных мероприятий не только с нашими партнерами, но и с родителями, педагогами. Мы надеемся, что наши дети научатся быть инициативными в выборе интересующего их вида деятельности, получат представления о мире  железнодорожных профессий, осознают ценностное отношение к труду взрослых, будут проявлять самостоятельность, активность и творчество, что поможет их дальнейшему успешному обучению в школе, а в будущем стать железнодорожниками.

Мы уверены, что именно с позитивного влияния на сознание детей и начинается знакомство с профессией близких людей, миром  железнодорожников. Ведь именно с этого начинается строительство того фундамента, на котором будет формироваться чувство гордости за причастность пока еще маленького человека  к «Российским железным дорогам».

Список литературы

1.     Венгер, А. А. Готов ли ваш ребёнок к школе / А. А. Венгер, А. Л.Венгер. – М.: Знание, 1994 г. – 192 с.

2.     Сташкова, Т. Н. Мы — будущие железнодорожники / Сташкова Т. Н., Шеболдина Л. Н. — М. – 2007. - 37 с.

3.     Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

4.     Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Заказать обратный звонок Оставьте ваши конакты, и наш менеджер свяжется в Вами в ближайшее время